Журнал удивительных идей


Совместный проект учителей и учеников 192 школы







Первые автогонки

Первые автогонки состоялись 22 июля 1894 года во Франции. Гонщики должны были проехать из Парижа до Руана и обратно - всего 126 километров. Победителем становился тот, кто доезжал до финиша без особых поломок. Это было важнее, чем скорость. Первое место поделили между собой два французских автомобиля - "Панар" и " Пежо", причем на обеих машинах стояли двигатели одной и той же фирмы "Даймлер". Вторым приехал к финишу водитель парового автомобиля. Гонки сопровождал американский репортёр на велосипеде. Ведь даже победители тех гонок ехали со средней скоростью 17,5 км/ч.





На всех парах!

Через 50 лет после изобретения паромобиля в Англии уже разъезжали паровые экипажи, перевозившие сразу по несколько пассажиров. Паровым экипажам разрешалось ездить со скоростью не более 6,5 км/ч. Иначе мог взорваться паровой котел. Перед экипажем должен был идти человек с красным флажком или фонарем и предупреждать пешеходов об опасности. Паровые экипажи были предшественниками омнибусов или, как мы теперь говорим, автобусов.

Распространенные редкие...

Автомобильные гонки на Западе - одно из самых острых массовых зрелищ.

В 1905 году такие гонки проводились в Англии. Среди зрителей на трибунах был Генри Форд. Тогда он ещё не носил звучный титул автомобильного короля, хотя его машины уже получили некоторую известность. Держа на коленях толстую записную книжку, Форд торопливо заносил в неё данные о пропорциях машин, о вероятном расположении центра тяжести, о приблизительной мощности мотора. Вдруг дикий рёв потряс трибуны: одна из машин, обгонявшая до этого всех остальные, не удержалась на вираже, вылетела с дорожки, перевернулась несколько раз и врезалась в столб. Во все стороны брызнули осколки металла. Десятки тысяч зрителей как один вскочили с места. Цепь полисменов еле сдерживала возбуждённых, задыхающихся людей, рвавшихся к месту катастрофы, чтобы увидеть погибшего гонщика. Только Форд остался сидеть. Он подошёл к разбитой машине, только когда гонки кончились, а водителя давно увезли. Впрочем, человек его не интересовал, только машина. И хотя представители фирмы успели убрать изуродованный кузов, на земле валялось несколько небольших обломков. Опытный глаз Форда различил среди них деталь мотора - сердца машины. Нагнувшись, он торопливо поднял обломок и был поражён его лёгкостью. Детали его моторов были гораздо массивнее и тяжелее. А когда Форд подверг собранные обломки механическим испытаниям, он изумился ещё больше: твёрдость превосходила все известные ему величины.

Форд отдал незнакомый металл в лабораторию с просьбой сделать химический анализ. Через несколько дней он получил ответ: мотор конкурирующей машины был изготовлен из стали с примесью ванадия. Вернувшись в Америку, Форд немедленно организовал эксперименты на своём заводе. И добился успеха. Полученная на его заводе ванадиевая сталь была не только лёгкой и твёрдой, но и истиралась в три-четыре раза медленнее, чем обычная. Это и позволило Форду победить конкурентов и стать автомобильным королём Америки. Впоследствие, Форд говорил: "Если бы не было ванадия, не было бы и моего автомобиля". Мы не знаем, намеренно ли ввели автомобильные инженеры ванадий в сталь для моторов или это получилось случайно. Наверное, всё-таки случайно. Ведь ванадий в то время считался редким металлом, и вряд ли его стали бы добавлять в сталь, предназначенную для массовой продукции. Тем более, что и свойства этого металла в то время были мало кому известны. Скорее всего, ванадий просто присутствовал в железной руде и во время плавки перешёл в сталь. История металлургии знает подобные случаи. Так, некоторые виды булата выплавлялись из руды, содержащей вольфрам. И этот булат был самым лучшим. Знаменитые самурайские мечи изготовлялись из металла, руда которого содержала молибден. Это и определяло их великолепные свойства.

Почему же присутствие ванадия так благородно влияет на сталь? Всё дело в газах - кислороде и азоте, которые растворяются в расплавленном металле во время его варки в печи. По мере того как металл застывает в изложницах, газы начинают из него выходить, но не все. Часть их "застревает" в металле и остаётся там в виде пузырьков. Вот эти-то пузырьки и ослабляют кристаллическую решётку, делают сталь непрочной. Но стоит добавить в расплавленную сталь немного ванадия, как он тут же вступает с газами в химические реакции, образуя ванадиевые соединения. Эти соединения всплывают на поверхность жидкого металла и удаляются вместе со шлаками. Кроме того, ванадий препятствует образованию в стали крупных зёрен, а это делает её ещё более прочной. Редким металлом считается не один ванадий, а примерно 50 металлов. Редкими их назвали не потому, что эти металлы долгое время не находили широкого практического применения, были редкими в технике. Сейчас без многих редких металлов были бы невозможны космонавтика, радиоэлектроника, атомная энергетика и многие другие отрасли современной техники.

М
а
т
е
м
а
т
и
к
а
Ф
и
з
и
к
а
Х
и
м
и
я
Б
и
о
л
о
г
и
я
И
н
ф
о
р
м
а
т
и
к
а